Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

— Сейчас каждый из вас достанет предмет и расскажет о нем (чашка, чайная ложечка, блюдце, вазочка для конфет). Для чего нужны все эти предметы? (Чтобы пить чай.)

— Чай пьют с булочками и печеньем. Кто готовит дома булочки и печенье? (Мама, бабушка.) А кто готовит их в детском саду? (Повар.)

Педагог показывает детям набор картинок «Повар».

2. Задание «Подбери к кастрюле подходящую по размеру крышку».

3. Физкультурная минутка.Дети выполняют движения соответственно тексту.

А теперь насос включаем, Воду из реки качаем, Влево — раз, Вправо — два, Потекла ручьем вода.

4. Задание «Найди, от какого пирожного кусочек».

Дети подбирают по одинаковому орнаменту кусочки пирога.

5. Зрительная гимнастика.

6. Задание. «Соедини по точкам рисунок» (конфета).

7. Подведение итогов.

Занятие 21. «Моя любимая бабушка» Программное содержание.

1. Учить определять расположение предметов (далеко, близко, дальше, ближе).

2. Развивать навыки микроориентировки (на листе бумаги, на поверхности стола).

3. Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространствен-

ными терминами.

Оборудование:раздаточный материал — карточки с заданиями (рис. 11 и 12), цветные карандаши; карточки с силуэтными изображениями бабушки, дедушки, мальчика, девочки, папы, мамы.

Словарная работа:оранжевый цвет, клубок, носки, чулки.

Ход занятия.

1. Задание «Раскрась носки».

— Решила бабушка связать внуку и его друзьям носки. А нитки у нее были белые, очень ей захотелось их раскрасить. Давайте ей поможем (рис. 13).

— Найди два носка, расположенные ближе к бабушке. Раскрась их в оранжевый цвет.

— Найди самый длинный носок. Закрась его красным цветом, самый короткий — жел­тым. Где они расположены?

— Зеленым цветом раскрась клубочек, который дальше всех от кота.

2. Задание «Разложи носки в коробки».

Детям предлагают носки и коробки разного размера, нарисованные на листе бумаги.

— Бабушка сложила носки в коробочки. Догадайся, в какую коробочку нужно положить
каждую пару носок. Соедини линией носок с коробкой, куда его нужно положить.

3. Задание «Раскрась, как я скажу» (рис. 14).

— В саду у бабушки растут яблоки и клубника. Однажды в сад зашел барашек и съел 4 яблока, которые висели ниже остальных. Закрасьте их в оранжевый цвет.

— Затем барашек съел все ягодки, которые росли перед ним. Раскрась их красным цветом.

4. Физкультурная минутка.Дети выполняют движения соответственно тексту.

Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три — дыши ровней! Ручками похлопаем — раз, два, три, Ножками потопаем — раз, два, три.


5. «Найди бабушку».

Перед детьми карточки, на которых силуэтные изображения (бабушка, дедушка, маль­чик, девочка, папа, мама).



Детям предлагается найти бабушку и рассказать, где она расположена.

6. Подведение итогов.

Занятие 22. «Посуда» Программное содержание:

1. Учить ориентироваться в микропространстве в названных направлениях (вправо, вле-

во, вниз, вверх).

2. Учить соблюдать последовательность при составлении целого из частей предметного изображения.

3. Развивать умение располагать условные изображения предметов на листе бумаги в соответствии с расположением реальных объектов на столе.

Оборудование:демонстрационный материал — предметы посуды, картинка с изображе­нием посуды; раздаточный материал — силуэты предметов посуды, карточки с заданиями: контурные изображения предметов посуды с недостающими деталями, разрезные картинки предметов посуды (4—6 частей), мозаика средней величины, простые карандаши; лабиринт «Найди пару».

Словарная работа:посуда, чашка, тарелка, кастрюля, чайник, самовар.

Ход занятия.

Педагог читает стихотворение С. А. Васильевой:

Сметану и сосиски

Ест Мурочка из миски

Без вилки и без ложки —

На то она и кошка.

Не нужно ей посуду

К обеду доставать,

Тарелки мыть не будет

И стол сервировать.

Но мы с тобой не кошки,

Сырое не едим мы,

В кастрюле нам картошку

Варить необходимо.

И пьем мы чай из чашки,

И правою рукой

Едим мы ложкой кашку,

Довольные собой.

— О чем это стихотворение? (Ответы детей.)

1. Задание «Расскажи, где стоит».

На столе расположены предметы посуды: чашка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник.

— Назовите все предметы посуды, стоящие на столе. Расскажите, где они стоят (напри­мер: чашка с блюдцем — справа, кастрюля — слева, чайник — посередине и т. п.).

— Что расположено дальше от вас? Что расположено близко?

2. Задание «Разложи так же».

У детей на столах силуэты предметов посуды (соответственно заданию 1). Педагог пред­лагает детям расположить их на своих фланелеграфах так же, как они расположены на столе. Дети раскладывают картинки и обозначают в речи местоположение посуды соответствующими пространственными терминами.



3. Задание «Чего не хватает?».


Педагог предлагает детям рассмотреть посуду, найти носик у чайника, ручки у кастрюли и т. д., рассказать, где они расположены. Затем выкладывает перед детьми карточки, на которых изображены предметы посуды с недостающими деталями и просит детей дорисовать недостающую часть предмета (носик у чайника, ручка у кастрюли и т. д.).

3. Лабиринт «Найди пару».

Детям предлагается соединить большой чайник с маленьким, большую кастрюлю — с маленькой и др. Для этого нужно провести карандашом по лабиринту, при этом обозначая в речи направление движения (вверх, вправо, влево, вниз).

4. Физкультурная минутка «Аист».

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

5. Задание «Сложи из частей целое» (разрезные картинки).

Детям предлагаются разрезные картинки предметов посуды (4 — 6 частей). Дети собира­ют картинку, соблюдая последовательность:

— Сначала выкладываем то, что расположено внизу (одну часть кладем справа, другую —
слева), затем то, что расположено посередине, и, наконец, то, что расположено вверху.

6. Графический диктант «Кастрюля». Работа с мозаикой среднего размера.

— Расположите 4 детальки вправо, 1 — вниз, 1 — вправо, 1 — вниз, 1 — влево, 3 — вниз, 4 — влево, 3 — вверх, 1 — влево, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх.

— Что получилось? (Кастрюля.)

7. Подведение итогов.

Занятие 23. «В цирке» Программное содержание:

1. Закрепить умение детей ориентироваться в микропростанстве, активно использовать в

речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади».

2. Учить ориентироваться в процессе передвижения на звуковые ориентиры.

3. Учить читать простейшую схему пространства.

Оборудование:демонстрационный материал — игрушки (клоун, слоненок), колоколь­чик, повязка на глаза, схема; раздаточный материал — «билеты» в цирк — прямоугольники зеленого, голубого и желтого цветов; карточки с заданием, простые карандаши, ленточки разной длины для выкладывания схемы.

Словарная работа:цирк, билеты, ряд, волшебник.

Ход занятия.

1. Педагог предлагает детям пойти в цирк и раздает им «билеты». У кого «билеты» зеленого цвета, садятся в первом ряду. У кого «билеты» голубого цвета — во втором, желтого цвета — в третьем ряду. Педагог проверяет, правильно ли дети сели.

2. Лабиринт «Помоги Мишке найти дорогу в цирк» (рис. 15, прил.).

Педагог раздает детям лабиринт, на котором изображен медведь на велосипеде, три доро­ги, одна дорога ведет к цирку, и предлагает карандашом нарисовать дорогу от медведя до цирка.

3. Задание «Угадай, где звенит колокольчик».

— А вот на арене выступает Слоненок. (Педагог показывают игрушку). Он смешной, у
него большие уши. Слоненок хочет подружиться с детворой. Он с вами подружится, если
справитесь с его заданием. Сейчас одному из вас я завяжу глаза. Кто-то из детей позвенит в
колокольчик, а ты должен узнать, где он звучит. Покажи рукой туда, откуда донесся звук.
Расскажи, где звенел колокольчик: справа, слева, впереди, сзади, далеко, близко.

4. Физкультурная минутка.Дети выполняют движения соответственно тексту.


Цок, цок, цок, цок, Я — лошадка, серый бок. Я копытами стучу, Если хочешь — прокачу.

5. Задание «Расскажи, как зайчику дойти до огорода» (рис. 16, прил.).

— Сейчас мы с вами будем волшебниками, но для этого вам нужно отгадать загадку.

Косоглазый, маленький,

В белой шубке, в валенках. (Заяц.)

— В лесу под кустиком сидит зайчик. Он уже несколько дней ничего не ел: вокруг бродит
лиса, зайчик боится ее, он не может выйти из своего укрытия на поиски корма. Вы смелые
волшебники и ничего не боитесь. Перед вами на доске висит схема. Кто из вас может расска­
зать, как можно дойти до огорода?

Дети описывают схему пути: сначала нужно идти вперед, потом повернуть направо и т. д.

6. Задание «Выложи схему из ленточек на ковре».

— Я предлагаю вам ленточки разной длины и игрушки.
На арену выходит волшебник (игрушка).

— Я знал, что вы справитесь с заданиями. Молодцы, ребята. Артисты цирка прощаются
с вами.

7. Подведение итогов.

Занятие 24. «Весна» Программное содержание:

1. Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя, обозначать в речи направление своего движения.

2. Учить моделировать простейшие пространственные отношения с опорой на образец.

3. Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в микропространстве.
Оборудование:демонстрационный материал — аудиозапись весенних звуков и «Времена

года» П. И. Чайковского; схема пути, картинки для фланелеграфа с изображением признаков весны (6—7), игрушка кораблик; раздаточный материал — ленточки, набор разрезных карти­нок — кораблик из 4 —6 частей, образцы к ним.

Словарная работа:времена года, весна, ручей, кораблик, птицы, набухают почки.

Ход занятия.

1. Педагог читает детям стихотворение:

Одуванчики везде По весенней травке Замелькали во дворе, Разбежались по горе, Спрятались в канавке.

— О каком времени года это стихотворение? Как вы догадались?

— Наш друг Гномик пришел на занятие вместе с Весной (девочка из группы в костюме Весны).

Педагог и дети любуются девочкой-Весной. Затем педагог задает вопросы детям:

— Когда приходит весна, что происходит вокруг? (Солнце греет теплее, появляется трав­ка, цветы, набухают почки, веселее поют птицы.)

— Повернитесь к окну, вытяните руки вперед, закройте глазки. Что вы почувствовали?

— Как вы думаете, что принесли нам Гномик с Весной? (Тепло.)

Звучит песенка ручейка (фонограмма «Ручей»). Педагог предлагает определить, откуда слышно песенку ручейка, и показать направление звучания рукой, обозначив в речи.

2. Задание «Ручеек».


I

Педагог предлагает детям рассмотреть кораблик, который принесен ручейком. Обращает внимание на схему пути следования кораблика, расположенную на фланелеграфе. Дети обсуж­дают путь кораблика. Затем педагог предлагает выложить путь кораблика из ленточек на ковре. Все вместе проходят по этому пути, показывая направление движения рукой, обозначая в речи.

3. «Приметы весны».

— Гномик сказал, что у нас в группе он спрятал картинки с изображением весны. Он
поможет вам их найти. Пройдите прямо до стола (каждый раз другое направление движе­
ния) — там увидите первую картинку. (Дети находят картинку, рассказывают, что на ней
изображено.)

Аналогично находят остальные картинки (5 — 6).

4. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Под музыку дети располагают
картинки с изображением признаков весны на фланелеграфе так, чтобы получилась сюжетная
картинка. Затем детям предлагается рассказать, где расположены картинки.

Педагог просит детей отвернуться, в это время меняет две картинки местами. Дети рас­сказывают, что изменилось.

5. Физкультурная минутка.Дети выполняют движения по инструкции педагога.

— Поднять обе руки вверх — посмотреть на кончики пальцев. Опустить руки вниз —
посмотреть на кончики пальцев. Присесть, сложить ладони у щеки. (Повторяют два раза.)

6. Дидактическая игра«Сложи кораблик».

Дети из четырех-шести частей складывают кораблики, соблюдая последовательность вык­ладывания:

— Сначала выкладываем то, что расположено внизу (одну часть кладем справа, другую
— слева), затем то, что расположено посередине, и, наконец, то, что расположено вверху.

7. Подведение итогов.

Занятие 25. «Транспорт» Программное содержание:

1. Учить ориентироваться по простейшей схеме пространства.

2. Учить правильно использовать пространственные термины (впереди, сзади, слева и т. д.).

3. Развивать умение ориентироваться в групповом помещении.

Оборудование:демонстрационный материал — схема пути до зоопарка, коробка; боль­шие объемные формы мягкого модуля «Автобус», образец сборки автобуса; набор мелких игрушек «Зоопарк»; раздаточный материал — игрушки-автомобили (скорая помощь, по­жарная машина, грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус); карточки со схема­ми пути.

Словарная работа:транспорт, машина скорой медицинской помощи, автобус, машина для перевозки хлеба, пожарная машина, гараж.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие.

— Вы любите путешествовать?

— На чем можно путешествовать?

На доске расположены картинки (самолет, поезд, пароход, машина). Дети выбирают, на каком виде транспорта они отправятся в путешествие. (На машине.)

1. Задание «Расскажи о машине».

Педагог обращает внимание детей на коробку.

— В ней — разные машины. Каждый из вас будет доставать по одной машине и расска­
зывать о ней (грузовой автомобиль, легковой автомобиль, скорая помощь, пожарная машина).

2. Задание «Поставь машину в гараж».
Педагог спрашивает:

— Можно ли на этом транспорте путешествовать всем детям сразу?

— Нет, этот транспорт нам не подойдет.

— Я предлагаю поставить автомобили в гаражи. Выберите каждый в группе место для гаража и поставьте туда по одному автомобилю. Расскажите, где расположен ваш гараж.

3. Физкультурная минутка.


Руки в стороны. Иду — И мне весело! Не теряю на ходу Равновесия!

4. Задание «Найди гараж».

— На какой машине мы сможем путешествовать? (На автобусе.)

— Автобус находится в гараже, который расположен ...

Педагог обозначает пространственное положение гаража, в котором находится автобус. Дети самостоятельно находят этот гараж и находят в нем «разобранный автобус» — объемные формы и чертеж-образец сборки автобуса.

5. Игра «Собери автобус».

Педагог предлагает рассмотреть образец, помогает его проанализировать (что внизу, вверху, впереди, сзади и т. п.). Затем дети собирают автобус из больших объемных форм по образцу.

6. Дидактическая игра«Найди дорогу в зоопарк по карте».

На доске размещена карта со схемой пути к зоопарку, у каждого ребенка индивидуальная карточка, на которой изображены несколько вариантов пути.

Детям необходимо выбрать нужный — тот, который изображен на доске. Перед этим дети рассматривают схему пути, изображенную на доске, объясняют направление движения, рассказывают, какие предметы-ориентиры и в каком порядке встречаются на пути (рис. 17, прил.). После выполнения задания педагог предлагает детям набор мелких игрушек «Зоо­парк». Дети располагают игрушки по своему усмотрению, продолжают обыгрывать их само­стоятельно.

7. Подведение итогов.

Занятие 26. «Дикие животные» Программное содержание:

1. Учить детей ориентироваться в микропространстве.

2. Обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя соответствующими пространственными терминами (впереди, сзади, между и т. д.).

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

Оборудование:демонстрационный материал — фланелеграф, домики с символическими изоб­ражениями животных, цветные силуэты диких животных, образцы для раскрашивания диких животных; раздаточный материал — набор картинок с изображением диких животных, карточки с контурными изображениями диких животных, лабиринт «Найди маму», цветные карандаши.

Словарная работа:дикие животные, волк, медведь, лиса, заяц, еж, детеныши, сладкоежка.

Ход занятия.

1. Задание «Отгадай загадку».

— Найди картинку с изображением этого животного и помести его в свой домик.

На фланелеграфе расположен ряд домиков с символическими изображениями животных, на столе — цветные силуэты животных.

Где живет он? В самой чаще, Самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, Там детей своих растит. Любит груши, любит мед, Сладкоежкою слывет. Но всего сильнее он Любит долгий, крепкий сон: Ляжет осенью, а встанет, Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь.)


Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

(Волк.)

Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток — ни одной. (Еж.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса.)

2. Задание. «Кто где живет?».

— Назови соседей волка. А с кем рядом живет медведь? Кто живет справа от медведя? И т. д.

3. Лабиринт «Найди маму детенышу».

Вверху на листе бумаги расположены взрослые животные, внизу — их детеныши. Детям необходимо провести дорожки от детеныша к его маме.

4. Физкультурная минутка.Дети выполняют движения согласно словам.

Раз — подняться, потянуться. Два — согнуться, разогнуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать. И на место тихо встать.

5. Задание «Раскрась животное».

На столах приготовлены листочки с контурными изображениями диких животных. Де­тям необходимо найти животное по словесной инструкции педагога (например: найди и назови того, кто расположен между волком и медведем и т. п.) и раскрасить его по образцу.

6. Подведение итогов.

Занятие 27. «Птицы» Программное содержание:

1. Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими про­странственными терминами (выше, ниже, на, под, к).

2. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

Оборудование:демонстрационный материал — фланелеграф, вырезанные из картона высокое и низкое дерево, набор плоскостных изображений птиц, раздаточный материал — индивидуальные фланелеграфы, наборы плоскостных изображений деревьев и птиц, карточки с заданием к игре «Четвертый лишний», карточки с точечным изображением птицы.

Словарная работа:птицы, синица, сорока, ворона, воробей.

Ход занятия.

1. Задание «Найди, что изменилось».

На доске в ряд расположены птицы: сорока, воробей, синица (игрушки). Дети прогова­ривают, кто где сидит. Педагог предлагает закрыть глаза, добавляет грача, скворца.


— Что изменилось? Где расположены грач и скворец? Почему они появились на флане-
леграфе?

2. На фланелеграфе размещены разные по размеру деревья и птицы, летящие в разных
направлениях. Педагог обращается к детям с вопросами:

— Какие деревья по величине? (Одно большое, другое маленькое.)

— С какой стороны от тебя растет большое дерево?

— А маленькое дерево с какой стороны?

— Где живут птицы? (В лесу, на деревьях.)

3. Задание «Найди и назови птичку».

— Найдите птичку, которая подлетает к дереву. (Это синица.) Улетела от дерева?
(Сорока.) Сидит на дереве? (Ворона.) Сидит под деревом? (Воробей.) Летит над деревом?
(Сорока.)

4. Задание «Разместите птиц на своем дереве так, как они расположены на доске».

— Где сидит большая ворона?

— Где сидит воробей?
И т. д.

5. Физкультурная минутка.

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ой, там, на горе, белые барашки, Ой, там, под горой, расцвели ромашки, Ой, там, на горе, дудочка играет, Ой, там, под горой, речка протекает.

6. Игра «Четвертыйлишний».

Детям раздают карточки с изображением птиц, одна из которых не соответствует (изоб­ражена неверно) остальным по какому-либо признаку (цвет, величина частей). Дети объясня­ют, где расположена эта птица.

7. Задание «Соедини по точкам».

Дети соединяют по точкам изображения птиц.

8. Подведение итогов.


4. Содержание требований программы, примерное

тематическое планирование, конспекты занятий


5792695427066586.html
5792751690376201.html
    PR.RU™